Новые перечни рекомендованных (допущенных) учебников на
2012/2013 учебный год
7
марта 2012 года в «Российской газете» опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Перечень
рекомендованных учебников для общеобразовательных учреждений содержит 2150
учебников (на 2011/2012 у.г. - 1363 учебника), перечень допущенных -
349 учебников (на 2011/2012 у.г. - 408 учебников). Для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений рекомендовано 68 учебников
(на 2011/2012 у.г. - 61 учебник), допущено 43 учебника (на 2011/2012 у.г.
- 40 учебников). Все учебники, вошедшие в перечни, прошли федеральную
экспертизу.
Перечень
рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии
учебников (например, для 1-4, 5-9 или 10-11 классов). Причем, они разделены на учебники,
содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту (ФГОС НОО 2009г., ФГОС ООО 2010г.) и учебники,
содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта общего образования (2004 года). Документы
разные, соответственно и учебники разные. Это связано с поэтапным переходом
школ на новые стандарты образования. Перечень допущенных учебников
содержит учебники незавершенных предметных линий (например,
только для 1-2 или 8-9 классов), а также учебники, содержание которых
соответствует федеральному компоненту государственного образовательного
стандарта общего образования (2004 года), для тех классов, которые еще
не перешли на новые стандарты образования (например, для 3-4 классов начальной
школы).
Для
начальной школы общеобразовательных учреждений рекомендовано 566
учебников (на 2011/2012 у.г. - 466 учебников), допущено 208
учебников (на 2011/2012 у.г. - 260 учебников).
В
перечне рекомендованных учебников для начального общего образования вновь
произошли изменения. Главной особенностью Федерального перечня на 2011/2012
учебный год (приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080)
было выделение четырех систем учебников: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100». Эти системы (учебно-методический
комплексы - УМК) включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем
предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение,
математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное
искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий,
французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России
(4-5 кл.). В новом перечне на 2012/2013 учебный год это разделение, как и
раньше, отсутствует. Конечно, это не означает, что вышеперечисленные программы
перестали носить статус «систем учебников». Но теперь, согласно новому перечню,
все учебники равны при выборе их образовательными учреждениями. Следует
отметить, что авторы и разработчики образовательных
программ для начальной школы не рекомендуют «смешивать» учебники по
разным предметам из разных УМК. Это связано с тем, что каждая программа или
система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, общий методический
подход к организации учебного процесса по каждому предмету.
Согласно
статье 32 Закона РФ «Об образовании» «К компетенции образовательного
учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к
использованию в образовательном процессе в таких образовательных
учреждениях...». Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» «При
исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных
пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой,
утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся,
воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в
образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования образовательных учреждениях,
осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий,
определенным образовательным учреждением». Таким образом, главный
критерий выбора учебников образовательным учреждением, - это наличие их в
федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников. А учителя
выбирают УМК в соответствии с образовательной программой образовательного
учреждения.
http://schoolguide.ru/index.php/obzory/351-list-2012-2013.html
|