Что важно знать учащимся о
научно-исследовательской работе
(по материалам сайта http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru)
Исследовательские работы должны иметь
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается
анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Ученик должен уметь критически осмысливать изучаемый материал,
самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные
выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо
ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное
представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных
в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение
фактическим материалом?
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами
исследования:
ПРОБЛЕМА исследования – нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств,
которая существует объективно в теории и практике и служит источником
необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только
те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе,
устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить
несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ – то основное, что намеревается сделать
исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать
из названия работы, задачи – из цели, а выводы в конце работы должны соответствовать
поставленным задачам.
Например, работа
называется «Изучение воздействия слабых геомагнитных возмущений на отдельные
характеристики физического здоровья людей»
Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые
физиологические параметры здоровья человека.
Задачи исследования:
1.
изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные
возмущения на здоровье человека.
2.
экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые
параметры здоровья человека через проведение социологического опроса.
3.
сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в
соответствии с возрастом исследуемых.
Выводы:
1. При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные
боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости
от возраста.
2. Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали
слабость.
3. Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в
подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих
плохое самочувствие выше.
4. Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не
испытывали повышение умственной работоспособности.
5. Наблюдается общая тенденция роста процентного соотношения людей, не
испытывающих повышение физической работоспособности, причем самый высокий
процент отмечается в возрасте 20 – 30 лет.
6. Наибольшее число испытывающих усталость пришлось на возраст 40 – 50 лет,
хотя более 15% отметили этот факт во всех возрастах.
7. Наибольшее число испытывающих наиболее ярко воздействие
геомагнитных возмущений пришлось на возраст 10 – 20 лет и 30 – 40 лет, два
переходных физиологических кризиса.
|